Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Создать бесплатный сайт с uCoz

МОЯ ДУША - БИБЛИОТЕКА.

«Вы - главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъеме нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы! Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, Вы -библиотекари».  Д.С.Лихачев.

            Когда человек становится библиотекарем? Речь не о дипломе и трудовой книжке. Разве можно быть библиотекарем без специальных свойств характера, многие из которых описать невозможно.

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было бы очертить для нее.

            Наше образование - это начало. На самом деле учиться приходиться всю жизнь. Ведь каждый читатель задает свои вопросы. Совсем не обязательно знать все ответы, но надо представить себе, где, каким образом вместе с читателем их искать. Главное - показать читателю свою заинтересованность и профессиональные  навыки.

            Мозг библиотекаря работает быстро, просчитывает варианты, анализирует альтернативы. Но читатель этого не видит - с ним общается доброжелательный человек. Библиотекарь должен быть желанным собеседником. Дети приходят в библиотеку не для того, что бы сдать и взять книги или почитать журналы. Уют и тепло библиотечного дома во многом зависят от того, как встретят ребенка, как будут беседовать с ним.

            Служение читателю,  книге, библиотеке - закономерный выбор моего жизненного пути.

  

                                                                          Мало знать, надо и применять,

                    Мало хотеть, надо и делать.

Гете

Современная библиотека образовательного учреждения призвана сыграть особую роль в организации работы по информационному образованию и информационной подготовке учащихся. Являясь одним из  начальных этапов непрерывного образования, она должна поднять свой престиж и повысить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в информационный центр школы для педагогов и учащихся.

            Функциональная деятельность школьного библиотекаря многопланова, он должен иметь навыки интегративного использования в своей профессиональной деятельности психолого-педагогических, библиотечных и информационных технологий.

Главной задачей любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи обучающимся и педагогам в учебно-воспитательном процессе.

Проблема школы с 2008-2014г.г.

«Интегрировано-дифференцированный подход к обучению, развитию и профессиональной ориентации обучающихся в условиях средней общеобразовательной школы.

Цель - создание внутри школы особого образовательного, воспитательного пространства, ориентированного на становление и развитие разносторонней личности школьника, с ее последующей социальной адаптацией на основе интегрировано-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.

 В этом контексте и будем рассматривать работу школьной библиотеки.

Достичь этого можно , решая следующие задачи:

  1. Формирование у школьников универсальных способностей и компетенций, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение.
  2. Формирование у школьников полноценной российской идентичности (гражданского самосознания, патриотизма, толерантности), способности к ответственному самоопределению  в современной культуре.
  3. Развитие у школьников способности к свободному и ответственному социальному действию, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности.

 

Библиотека нашего образовательного учреждения организована в 1960г. В своем составе имеет совмещенный абонемент и читальный зал, отдельное хранилище для учебников и методической литературы.

Общий фонд составляет 28450экземпляров бумажных носителей, из них 3000 учебников, медиатека представлена 55 CD - дисками. Библиотека подключена к скоростному беспроводному Интернету, оформлена подписка на 20периодических изданий (методические газеты, журналы, журналы для детей младшего возраста, для подростков, общественно -политические и научно-популярные издания).

В рамках губернаторской программы «День шахтера в Кемерово 2005» был проведен капитальный ремонт здания школы. Библиотека на данный момент оснащена новым оборудованием - стеллажи двусторонние, пристенные, выставочные, библиотечная кафедра. Рабочее место библиотекаря оборудовано офисной техникой (компьютер, принтер). Увеличилась площадь читального зала, оснащенного новой мебелью  с выделенной рабочей зоной, организованной согласно санитарным нормам и правилам.

В рамках национального проекта «Образование» выделяются средства на приобретение учебников, художественной и методической литературы, справочных и энциклопедических изданий. Так, в период с января 2013г. библиотека пополнила свой фонд на 332268 рублей. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. Тенденция роста представлена в приложении 2.

Кроме того, пополнение фонда происходит за счет безвозмездной передачи книг и учебников родителями, учениками, выпускниками нашей школы.

Количество учащихся в школе составляет на 1 сентября 20213г. 509 учеников, 80% из них являются читателями библиотеки. Педагогический коллектив - 30 человек - все активные пользователи библиотеки.

Книговыдача за 2012-2013 г.г. составила 6780, средняя посещаемость 8,2, читаемость 11,3, было выдано 920 устных справок. Деловое партнерство библиотеки представлено в приложении 3 .

            Школьная библиотека самая первая и самая близкая ребенку библиотека. В профессии школьного библиотекаря много проблем, но она замечательная, творческая. Мало информировано о жизни библиотекарей - отсюда непонимание их трудностей. Но когда читатель видит эрудированность, знание литературы, искусство владения компьютером, навигацией в Интернете, когда он получает квалифицированную помощь, тогда появляется уважение к работе библиотекаря. В школьной библиотеке должны особенно соблюдаться права детей на доступ к информации.

            Школьная библиотека является своего рода катализатором процессов воспитания, образования и повышения качества жизни детей и юношества. Дать толчок этим процессам способна сильная школьная библиотека.

            Смена парадигмы образования должна изменить функцию школьного библиотекаря с обслуживающей на творчески - креативную и сделать его важнейшим ресурсом современного образования. 

            Во всем мире школьная библиотека становится динамичным ресурсом образования, а школьный библиотекарь - ключевой фигурой в образовательном процессе, информационным лидером школы, специалистом по формированию культуры, а также по педагогике и психологии детского чтения. На фоне позитивных изменений в образовании школьная библиотека становится важнейшим ресурсом развития системы образования, а школьный библиотекарь - активным участником инновационных преобразований.

            А.И. Герцен писал: «Библиотека - это накрытый стол идей, за который приглашен каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет». Миссия школьной библиотеки, сформулированная международной федерацией библиотечных ассоциаций проста: « Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информатизации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывно самообразования и развивает».

            Для реализации программы развития школы, достижения цели и решения задач этой программы сделан акцент и на школьном библиотекаре, специалисте в области читательского развития личности. Почему? На сегодняшний день библиотекарь - это эксперт, консультант, преподаватель, библиограф, технолог, менеджер (организатор и координатор) как создатель информационно-психологической, педагогической инфраструктуры читательского развития личности. Такой специалист способен помочь растущему человеку сформировать через чтение базовые компетенции образования (языковедческую, культуроведческую, коммуникативную), чтобы стать конкурентоспособным и успешным в жизни. Библиотекарь – это высококвалифицированный профессионал, владеющий поли- и междисциплинарным знанием. В нашей библиотеке первое знакомство с будущими читателями происходит тогда, когда они ходят в детский сад. Уже стало традицией, в январе каждого учебного года на экскурсию в школьную библиотеку приходят выпускники детского сада, будущие первоклассники. А читателями они становятся в первой четверти нового учебного года, когда проходит праздник «Путешествие в царство книг», где юные читатели знакомятся с правилами, записываются в библиотеку. Все происходит в форме игры, в неформальной обстановке (Приложение 4).

Для того, чтобы развить способности обучающихся действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения, научиться управлять процессом усвоения знаний, в нашем образовательном учреждении организуются предметные олимпиады, предметные недели, научно-практические конференции. Обязательным звеном в этой работе является библиотека. Подбор материалов, справочных пособий, работа с Интернет ресурсами, индивидуальная работа с пользователями приносит свои плоды. Наши ученики  являются участниками и лауреатами российских, областных и городских научных конференций, олимпиад.

Процесс реформ и обновлений в образовании сопровождается изменением содержания образования, введением новых программ, конкурсов, учебников. Все это требует от современного библиотекаря высокого уровня профессиональных знаний, широкого кругозора и умения быстро и эффективно ориентироваться в мире информации.

Наша библиотека в целях максимального удовлетворения информационных потребностей своих пользователей активно использует свои информационные ресурсы.

Используя современные информационные технологии (беспроводной скоростной Интернет), наша библиотека может удовлетворить информационные запросы своих пользователей более полно, оперативно и качественно. Но, как есть свои преимущества у компьютерных технологий, так есть они и у традиционных. Они более доступны, так как принципы работы просты и понятны каждому. Кроме того, наша обеспеченность техникой не позволяет сейчас одновременно работать с компьютером нескольким пользователям.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки включает систему каталогов и картотек, отражающих весь фонд библиотеки.

Создается фонд медиаресурсов, постоянно пополняется книжный фонд за счет сотрудничества с учебным коллектором. Достижение нового качества образования во многом зависит от уровня библиотечно-информационного обслуживания обучающихся и педагогов в образовательном учреждении, а также от уровня информационно культуры самих пользователей. Сама жизнь диктует необходимость повышения этого уровня. В нашей школе ведутся библиотечные уроки с использованием программы Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой, Ю.В. Уленко «Основы информационной культуры личности» (Приложение 5).

Основная цель этих уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения своей учебной деятельности.

Цель деятельности любой школьной библиотеки и всего педагогического коллектива - воспитание разносторонней, духовно развитой личности, обогащенной знаниями и умеющей использовать достижения современных информационных технологий.

В нашей библиотеке постоянно обновляются книжные выставки, устраиваются вернисажи детских рисунков, посвященных героям любимых книг, любимых уголков нашего города.

Постоянно действует выставка – «Символы нашей Родины». В рамках подготовки в Дню народного единства , Дню Конституции проходят беседы «Символы российской государственности»

В феврале 2013г. совместно со школьным музеем проводился Урок города «Кемеровчане – участники Сталинградской битвы» В нем принял участие совет ветеранов города, была подготовлена книжная выставка «70 лет Сталинградской битвы».

Во всех классах прошли беседы, обзоры книг, периодических изданий, встречи с почетными гостями – ветеранами Великой Отечественной Войны, тружениками тыла, почетными гражданами города.

Ко Дню Победы традиционно в школе проводятся конкурсы стихов о войне, Родине, библиотека всегда в этом принимает самое непосредственное участие.

            По моему мнению, именно такое направление деятельности формирует у обучающихся социально значимые ценности, возрождает исторические традиции России, малой Родины, воспитывает в учениках патриотизм, вырабатывает гражданскую позицию, проявление чувства любви к прошлому, будущему своей семьи, школы, поселка, города.

            Январь 2013г. был ознаменован юбилеем области. К этой дате  оформлена книжная выставка «70 лет Кемеровской области» (приложение 6), проведен обзор для учеников 1-4 классов по книгам В.Лариной «История Кузбасса» в рассказах для маленьких детей и А. Куприянова «Природа Кузбасса, или приключения зеленого кузнечика Кузи». Уроки города стали традиционными в работе нашего образовательного учреждения. В библиотеке оформлена постоянно действующая  книжная выставка «Кемерово - сердце шахтерского края», проводятся тематические беседы о городе, согласно утвержденной программы «С любовью к городу». Так, в 2013 учебном году была проведена виртуальная экскурсия по г.Кемерво «Город над Томью» с использованием слайдов с видами города, его достопримечательностей. Учитывая отдаленность нашего жилого района Промышленновкий от центра города - 25 километров, и то ,что многие дети очень редко выезжают в Кемерово, считаю, что такой вид работы с детьми был очень полезен. (Приложение 7).

Решая третью задачу программы нашего образовательного учреждения по развитию у школьников способностей к свободному социальному действию, формированию опыта демократического поведения, коллективной творческой деятельности, библиотека вносит свой вклад в достижение этой цели.

В школьной библиотеке, куда дети приходят и чувствуют себя раскрепощенно и уверенно, создается особая среда для свободного самовыражения ребенка, рождается атмосфера творчества и фантазии. В работе с детьми считаю важным ориентироваться на их возрастные особенности. Особое внимание уделяется читателям младшего школьного возраста. Для них в библиотеке создан уголок, где они могут не только читать книжки, но и рисовать, разгадывать кроссворды.

Детям среднего школьного возраста свойственна доброта, любознательность, но им не хватает опыта, знаний, поэтому формирование творческой личности, воспитание эстетической культуры, сохранение нравственности и психологического здоровья базируются на продвижении научно-популярной литературы. Так  в 2012-202013 учебном году были подготовлены выставки «To be fit» - быть в форме, в рамках программы популяризации здорового образа жизни. «Формула успеха»- название книжной выставки по психологии общения, этики взаимоотношений.

Проведены беседы у книжной выставки «Сотвори себя» по формированию культуры поведения.

«Школа - это, прежде всего книга, а воспитание - прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». Эти слова В.А. Сухомлинского для меня являются главными в работе. Непосредственное общение с читателем, индивидуальная беседа с ним и другие методы работы (Приложение 8), позволяют раскрыть его способности, увидеть с неизвестной стороны. Выявить интересы, запросы, просто поговорить по душам. Ребенок раскрывается в неформальной обстановке. Если он чувствует себя комфортно, удобно,  он сам решает, что он делает и зачем. Ведь он может выбрать книгу, которую хотел «интимно почитать».

Чтение представляет собой смыслообразующую эмоциональную школу личностного роста, обеспечивающую информационно-психологическую безопасность личности, ее конкурентоспособность в жизни.

Традиционно содержание образования определяют как педагогически адаптированный социальный опыт, тождественный по структуре человеческой культуре во всей ее полноте.

Роль школьной библиотеки заметно повысилась в связи с реализацией Приоритетного национального проекта «Образование». Немало очков может принести школе библиотека, если она является современным информационным Центром. Ведь такие критерии, как высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, повышение квалификации педагогов, участие в конкурсах, и смотрах, напрямую затрагивают деятельность школьной библиотеки.

Путь ясен: из учебно-воспитательного подразделения библиотека становится центром внедрения новых технологий, развития информационной культуры, генератором идей, ресурсов базовой инновации.

 

Справка к лицензированию по учебникам

Национальный проект "Образование"

           

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Создать бесплатный сайт с uCoz