Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Создать бесплатный сайт с uCoz

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

                       

Путешествие по стране правил дорожного движения

(урок- повторение  пройденного по

словообразованию и синтаксису в 5 классе)

 Цели:

1.совершенствовать умения производить морфемный, словообразовательный и синтаксический анализ.

2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

3. Развивать умения работать с разными видами словарей.

 

Воспитательные цели: знакомство с правилами дорожного движения.

 

Оснащение: - карточки с видами ДТП;

                       - карточки , на которых изображены разные ситуации на проезжей части.

 

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие: посетим страну  «правил дорожного движения». В этой стране встречается много ловушек и преград, преодолеть которые нам помогут ваши знания, полученные на уроках русского языка.

       Итак в путь!

   Не успели мы с вами далеко отъехать, как возникла неожиданная преграда. Нас пропустят вперед, если мы с вами правильно напишем слово происшествие. А для этого обратимся к орфографическому словарю.

  (Запись в орфографических тетрадях – словарях этого слова и выделение в нем морфем: происшествие. Учитель объясняет правописание согласных на стыке приставки и корня.)

Учитель: Чтобы на нашем пути не было больше подобных препятствий , посмотрим на лексическое значение этого слова.

Словарь Ожегова.

«Происшествие – событие,  нарушившее обычный ход вещей».

(Записать определение на доске.)

 

Учитель: А бывают еще и дорожно-транспортные происшествия. Что это такое? (Ответы учащихся.)     Затем учитель открывает на доске записанное заранее определение.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортным средством груз, сооружения. Так сказано в Правилах дорожного движения.

   Познакомимся теперь с видами ДТП, чтобы избежать их в будущем.

Учитель показывает карточки , на которых условно изображены виды ДТП, называет их, а ученики записывают в свои тетради.

  1. наезд на пешехода                  72-73%
  2. столкновение                         16-17%
  3. наезд на препятствие                5-6%
  4. наезд на стоящее транспортное средство      2-3%
  5. наезд на гужевой транспорт                1-2%
  6. наезд на велосипедиста                       1-2%
  7. наезд на животное      1-2%

Попутно учитель объясняет, почему эти ДТП расположены именно в таком порядке (по количеству данных ситуаций).

Морфемный разбор

Задание учащимся: разобрать записанные слова по составу.

Учитель: Ну что ж, мы с вами с легкостью преодолели новое препятствие на нашем пути, и я думаю. Вы поняли: из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы чаще всего и являются причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывание, наезды на препятствие и другое) также могут происходить (и происходят ) в   результате действий  пешеходов – нарушителей.

     К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими  к ДТП.

     Но посмотрите, за нашей беседой мы проделали уже полпути  и подъехали к «Лингвистическому шоссе», которое таит в себе немало опасностей.

Распознать вам их будет несложно, необходимо проявить лишь должное внимание и оценивать ситуацию на проезжей части по первому впечатлению.

Учитель вывешивает на доску картинки, ученики с помощью учителя подбирают к ним задания, записывая все  в тетради. (можно просто записать)

  1. Стоящая машина скрывает опасность!
  2. Умей предвидеть скрытую опасность!
  3. Переходи дорогу только в разрешенных местах!
  4. Машина приближается медленно. И все же пропусти её!
  5. Не пересекай проезжую часть наискось!
  6. Проезжающий автомобиль скрывает опасность!

После этой работы ученикам предлагается указать над словами, к какой части речи они относятся (неизученные не выделять).

Учитель: Дайте полную характеристику первому и второму предложению.

Учитель6 Вы отлично справились с этой преградой  на нашем пути. Я думаю, вы можете самостоятельно отправляться в путь, ведь вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать  вам  будет всегда «Памятка для учащихся».

Ученикам раздаются ксерокопии с текстом, где пропущены буквы и знаки препинания.

Нужно вставить орфограммы и пунктограммы (самостоятельная работа).

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Создать бесплатный сайт с uCoz