Советы психолога
родителям первоклассников
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или
девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,
обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим:
они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников –
мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному
воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному
осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы
– взрослые.
Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения
Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются
от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей,
станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь
выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
Проведите «ревизию» ошибок ребёнка при письме, чтобы понять, с чем
связаны трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой и зрительной
памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
Помните: для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное
положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно
демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
Приводя ребёнка в 1 класс, необходимо отчётливо понимать, что для него должны
меняться не только место пребывания, режим, вид деятельности, но и вся
шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в
семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена
психологически очень трудна.
Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского
сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно
по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень
болезненной- он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что
«плохо». Поддержите его в трудной ситуации.
Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не
ошибаться. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство
страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и
просто радость жизни, и радость познания.
Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения»
ребёнка.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить её. Всячески
стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному
осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышлёное дитя
превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и
психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей
заповедью сделайте – «не навреди».
|