МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Путешествие по стране правил дорожного движения
(урок- повторение пройденного по
словообразованию и синтаксису в 5 классе)
Цели:
1.совершенствовать умения производить морфемный, словообразовательный и синтаксический анализ.
2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
3. Развивать умения работать с разными видами словарей.
Воспитательные цели: знакомство с правилами дорожного движения.
Оснащение: - карточки с видами ДТП;
- карточки , на которых изображены разные ситуации на проезжей части.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие: посетим страну «правил дорожного движения». В этой стране встречается много ловушек и преград, преодолеть которые нам помогут ваши знания, полученные на уроках русского языка.
Итак в путь!
Не успели мы с вами далеко отъехать, как возникла неожиданная преграда. Нас пропустят вперед, если мы с вами правильно напишем слово происшествие. А для этого обратимся к орфографическому словарю.
(Запись в орфографических тетрадях – словарях этого слова и выделение в нем морфем: происшествие. Учитель объясняет правописание согласных на стыке приставки и корня.)
Учитель: Чтобы на нашем пути не было больше подобных препятствий , посмотрим на лексическое значение этого слова.
Словарь Ожегова.
«Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей».
(Записать определение на доске.)
Учитель: А бывают еще и дорожно-транспортные происшествия. Что это такое? (Ответы учащихся.) Затем учитель открывает на доске записанное заранее определение.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортным средством груз, сооружения. Так сказано в Правилах дорожного движения.
Познакомимся теперь с видами ДТП, чтобы избежать их в будущем.
Учитель показывает карточки , на которых условно изображены виды ДТП, называет их, а ученики записывают в свои тетради.
- наезд на пешехода 72-73%
- столкновение 16-17%
- наезд на препятствие 5-6%
- наезд на стоящее транспортное средство 2-3%
- наезд на гужевой транспорт 1-2%
- наезд на велосипедиста 1-2%
- наезд на животное 1-2%
Попутно учитель объясняет, почему эти ДТП расположены именно в таком порядке (по количеству данных ситуаций).
Морфемный разбор
Задание учащимся: разобрать записанные слова по составу.
Учитель: Ну что ж, мы с вами с легкостью преодолели новое препятствие на нашем пути, и я думаю. Вы поняли: из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы чаще всего и являются причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывание, наезды на препятствие и другое) также могут происходить (и происходят ) в результате действий пешеходов – нарушителей.
К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП.
Но посмотрите, за нашей беседой мы проделали уже полпути и подъехали к «Лингвистическому шоссе», которое таит в себе немало опасностей.
Распознать вам их будет несложно, необходимо проявить лишь должное внимание и оценивать ситуацию на проезжей части по первому впечатлению.
Учитель вывешивает на доску картинки, ученики с помощью учителя подбирают к ним задания, записывая все в тетради. (можно просто записать)
- Стоящая машина скрывает опасность!
- Умей предвидеть скрытую опасность!
- Переходи дорогу только в разрешенных местах!
- Машина приближается медленно. И все же пропусти её!
- Не пересекай проезжую часть наискось!
- Проезжающий автомобиль скрывает опасность!
После этой работы ученикам предлагается указать над словами, к какой части речи они относятся (неизученные не выделять).
Учитель: Дайте полную характеристику первому и второму предложению.
Учитель6 Вы отлично справились с этой преградой на нашем пути. Я думаю, вы можете самостоятельно отправляться в путь, ведь вы уже знаете, каких ситуаций не стоит допускать на проезжей части. А помогать вам будет всегда «Памятка для учащихся».
Ученикам раздаются ксерокопии с текстом, где пропущены буквы и знаки препинания.
Нужно вставить орфограммы и пунктограммы (самостоятельная работа).